Работа над сочинением-рассуждением




Презентация Г.Т.Егораевой
Сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему (С2)

Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова ( указан либо автор
слов – писатель, лингвист, учёный и т.д., либо источник, из которого взято высказывание): «(в
кавычках дано само высказывание)».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.


Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему
на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами ( указан
автор высказывания).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять,

будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь

у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её

зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным

странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.

(4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он

нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами.

(6)Парень спросил:

(7)– Березу объезжаешь, значит?

(8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил:

(11)– Ну, скоро твоей игре конец!

(12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

(13)Тот охотно объяснил:

(14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок.

(16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на
землю. 

(17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут
везде места много, чтобы его построить. 

(22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже

занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:

(24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне.

(25)Меня помощник ждёт на той стороне.

(26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и
тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По
рукам?

(29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого

31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и
скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда
оглядывался:

(33)– Ползёшь, пацан?

(34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся
сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится
и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его
условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай.
(40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил
к ним.

(44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с
ребёнком делаешь?

(45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения
совести начал парень, – трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет.
(48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю
и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец,
этого балбеса слушал?

(52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.

(53)– Берёзу?

(54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда
срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он.

(60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда
срубят? – снова со страхом спросил он.

(64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить?

(66)Он обнял Альку и прижал к себе.

Формулировка задания

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Ираиды Ивановны
Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в
словосочетании».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Как можно выстроить своё сочинение?

Тезис


Рассуждение о смысле высказывания


Пример явления 1, его роль


Пример явления 2 , его роль


Вывод

Тезис

Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова утверждает, что " способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

Рассуждение о смысле
высказывания

Действительно, слова соединяются друг с другом по определённым правилам и
образуют словосочетания, которые, как и слово, называют предметы, действия,
признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного.

Пример явления 1, его роль

Так, использование В.Крапивиным глагольных словосочетаний со связью
примыкание, в которых зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр.10), «ухмыляясь, подходил » (пр.43), - позволяет детально описать, как совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова.

Пример явления 2, его роль

Словосочетание же «сказочным странам» из предложения 2, выражая
определительное значение, передаёт мечтательность и веру Альки в чудо.

Вывод

Таким образом, способность слов связываться в словосочетании по смыслу
и грамматически помогает читателю глубже вникнуть в авторский замысел,
точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет.

Сочинение-рассуждение

    Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова утверждает,
что " способность слова связываться с другими словами проявляется в
словосочетании».

    Действительно, слова соединяются друг с другом по определённым
правилам и образуют словосочетания, которые, как и слово, называют
предметы, действия, признаки, но только более точно, так как
зависимое слово уточняет смысл главного.

    Так, использование В.Крапивиным глагольных словосочетаний со
связью примыкание, в которых зависимые слова выражены наречиями
и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр.10), «ухмыляясь, подходил »
(пр.43) ,- позволяет детально описать, как совершались действия
сторонника «трудового воспитания» Касюкова.

    Словосочетание же «сказочным странам» из предложения 2, выражая
определительное значение, передаёт мечтательность и веру Альки в
чудо.

    Таким образом, способность слов связываться в словосочетании
по смыслу и грамматически помогает читателю глубже вникнуть в
авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём
он пишет.


Как написать сочинение по русскому языку

Комментариев нет:

Отправить комментарий